Песочная терапия
Для многих людей, и особенно для детей, выражение мыслей словами является трудновыполнимой задачей. Однако имеется еще целый арсенал способов их передачи - жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения. Лепка, рисование помогают выстроить мост между внешним и внутренним мирами, отражая внутренний образ в созданном руками творении.
Именно это и является основным принципом песочной терапии.
Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок - люди, животные, растения, транспорт, здания и мосты, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком - все, что может пригодиться для сотворения своего мира.
Выбирая фигурки для создания композиции, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них.
Управляя игрушками, ребенок может выразить то, что у него не получается передать словами - как он относится к себе, родителям и окружающим его людям, к определенным событиям в его жизни. И, перестраивая в процессе игры свой «песочный» внутренний мир, малыш также делает это внутри себя, постепенно принимая свои страхи и осознавая внутренние противоречия.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста - это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным.
Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша - все, что он делает, правильно и необходимо.
Для детей терапия песком даёт:
• Развивающие игры, которые позволяют приготовить самый первый обед, построить свой первый дом.
- Создаёт естественную комфортную творческую среду, что побуждает к деятельности.
- Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв - в слова, цифр - в математические действия.
- Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
- Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.
- Развивает речь и способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.
Показания к проведению песочной терапии:
- переживание возрастного кризиса;
- неспособность изложить словами свои переживания;
- наличие психологической травмы;
- неспособность самостоятельно принять решение;
- задержка психоречевого развития,
- эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
- психотерапия различных зависимостей;
- уменьшение напряженности;
- развитие всех видов чувствительности;
- нормализация мышечного тонуса;
- расширение кругозора;
- повышенная тревожность;
- эмоциональная лабильность.
Программа занятий
1Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»